В то же время, пишет в своём блоге Хельга Нукк, проживающее в Эстонии русское и русскоговорящее население следовало бы разделять на следующие группы:
1. Коренные этнические эстонцы, в основном выходцы из смешанных семей, утратившие навыки владения эстонским в советское время выбрав русский язык основным в семье;
2. Коренные этнические русскоговорящие эстонцы, проживающие в Эстонии на протяжении веков, или даже тысячелетий, и этнические русские переселившиеся из России в Эстонию много столетий назад. К этой группе можно отнести староверов, которые, кстати, официально признаны национальным меньшинством в Эстонии;
3. Русские переселившиеся из России в Эстонию в период Российской империи, когда Эстония входила в её состав (царь Пётр I купил Эстонию у Швеции), их дети и внуки;
4. Этнические русские и представители других национальностей бывшего СССР, переселившиеся в Эстонию в советское время без возможности отказаться по приглашению-приказу-распределению правительства Эстонии и правительства СССР того времени, их дети и внуки. Эта категория практически является жертвой правительства Эстонии, правительства республики первоначального проживания и правительства СССР - в ныне любимых пропагандистских терминах можно определить эту категорию как жертвы/пострадавшие режима социализма/коммунизма;
5. Этнические русские и представители других национальностей бывшего СССР, переселившиеся в Эстонию в годы СССР по собственному желанию, их дети и внуки. Большая часть этой категории уехала из Эстонии обратно на родину или в другие страны, чтобы избежать дискриминации и преследований в пост-советское время. Эта категория в некоторoй мере тоже является жертвой социализма/коммунизма: если бы Эстония не вошла в состав СССР, эти люди никогда не приехали бы в Эстонию;
6. Русские и русскоговорящие переселившиеся в Эстонию в пост-советское время и недавно. Эта категория может быть приравнена к европейским эмигрантам.
Лишь последняя категория попадаeт под определения "инородцы" - "иноземельцы" (muulased), употребляемые правительством Эстонии в отношении всех русскоговорящих.
Хотя староверы признаны национальным меньшинством и государство выделяет финансовые средства на мероприятия и на развитие, русский язык не признан государственным языком, что является тягчайшим нарушением прав этой части коренного эстонского населения.
Перeсeлившиеся в советское время уже давно натурализовались в Эстонии - в соответствии с требованиями правительства Эстонии советского времени, нынешнее правительство Эстонии принуждает этих людей натурализироваться второй раз и по новым правилам, что является просто-напросто издевательством и унижением человеческого достоинства.
Русскоговорящий эстонский народ (извините за термин - обстоятельства принуждают) является вторым историческим государствообразующим народом Эстонии, однако правительство Эстонии тщательно скрывает этот факт от общественного мнения ЕС.
Непризнание и отказ официально признать существование второго государствообразующего народа Эстонии является наглядным примером политики дискриминации, маргинализации, сегрегации и апартеида русскоговорящих в Эстонии.
Большинство рапортов о нарушениях прав человека в Эстонии не классифицирует русскоговорящих Эстонии и не подчёркивает факт, что русскоговорящие являются вторым государствообразующим народом Эстонии.