Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* Слава Роду Русскому! ******* Новая рубрика: Соотечественники: Опыт и Практика ******* 23 рубрики, в публикациях более 200 эсклюзивных материалов, живое слово известных политиков, писателей и журналистов ******* Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* Быть Добру! ******* Добро пожаловать на наш Блог "Истоки" ******* Русское Общественное Движение ******* Совет объединения "Русская школа в Эстонии". Сохраним СЕГОДНЯ нашу ШКОЛУ, значит ЗАВТА будем ЖИТЬ ******* Слава Роду Русскому! ******* Леонид Ивашов: "Русский — это ведь не просто национальность, это сопричастность с великим духовным миром — Святой Русью, с её православной традицией, особой исторической миссией, предначертанной Господом. Русский по православному духу — это гораздо серьёзнее, чем просто русский по крови. Родиться русским мало — русским надо ещё стать" ******* ******* Слава Роду Русскому! ******* Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* Кирилл Данилин (Латвия). Берегите Белоруссию! ******* Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* Дмитрий Кленский (Эстония). Молчать сегодня - это согласие на "газовые камеры" XXI века ******* Русское общественное Движение ******* НОВОСТИ: Россия: Определились претенденты на пост Президента РФ ..... НОВОСТИ ..... Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* ******* В Эстонии началась перепись населения 2011/2012

воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

Христос Воскресе!
Автор: Ян ТАКСЮР 
Русское единство - http://rusedin.ru

Не первый год наблюдаю одну и ту же картину. Пасхальная ночь. Литургия окончена. Самые главные слова произнесены, и всё самое важное совершилось. Небо вот-вот начнёт светлеть в утренних сумерках. Я стою возле храма среди нескольких сотен людей, пришедших освятить куличи и крашенки. Смотрю на огоньки свечей, укреплённых в корзинках со снедью, вижу много незнакомых улыбающихся лиц, и два противоречивых чувства возникают в моей душе.
«Хорошо, что они пришли, – думаю я. – Пусть в храм они заходили только на несколько минут, пусть Пасха для них – пока лишь эти куличи. Но ведь Дух дышит, где хощет. Как знать, может, и за несколько минут Господь коснётся сердца кого-нибудь из них и позовёт за Собой. И тогда начнётся чей-то путь от «захожанина» к прихожанину. А от него к православному христианину, рабу Христову, ищущему спасения».
С другой стороны, приходит грусть и жалость. Как жаль, что они не знают нашей радости. Не знают ничего. Только чувствуют, что это необычная ночь, необычный день, что душа их прикасается к чему-то светлому, святому. И оттого душе радостно и спокойно. Как в отчем доме. Как в детстве, когда рядом сильный отец и добрая мать, и тебя любят, и счастье наполняет тебя. Но в чём источник нашей радости и нашего счастья – они не знают. И так, наверное, не только у нас, на Украине. И в России, и в Беларуси, видимо, также…
Дорогие соотечественники! И те, для кого почитание этого Великого Праздника лишь дань традиции, и те, кто причастен тайне совершаемого События. Давайте вместе вспоминать и говорить о том, что есть наша Пасха. Ведь Святая Церковь, Мать нашего спасения, уже тысячу лет говорит, поёт с ангелами и человеками именно об этом. И стоит лишь внимательно послушать и вдуматься, и мы всё поймём, и возрадуемся, и радости нашей у нас никто не отнимет.
Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.
Так поётся в Пасхальном каноне, бессмертном творении святого Иоанна Дамаскина. И выходит, нельзя нам говорить, «что есть Пасха». Но – Кто. Сам Господь Иисус Христос есть Пасха живая. Об этом мы ещё вспомним, но сначала вслушаемся:
…воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающего род человеческий.
…днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен.
… Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Вот он – подлинный источник нашей радости. Вот он – венец и смысл веры православной. Христос воскрес и победил смерть. Воскресением Христовым нам дарована вечная жизнь.
Об этом мы всегда, со всей Церковью, ликуем и радуемся. С этой радости начинали своё благовестие святые Апостолы. И это торжество, эта радость достигает своей вершины в праздник святой Пасхи: Христос бо воскресе, веселие вечное.
Почему же всё-таки Пасха? Откуда это слово? Ведь мы знаем, что ветхозаветный народ израильский тоже праздновал пасху. В Священной истории (а это история отношений человечества с Богом) всё взаимосвязано, всё имеет глубокий, таинственный смысл. Вот потомки Авраама в Египте. Они хотят выйти из Египта, поскольку фараон не просто угнетает, но уничтожает народ Израиля. Однако фараон жесток, он не отпускает народ Ветхого Завета, которому открылся Истинный Бог. Тогда следуют казни египетские. Но и гнев Божий не вразумляет египетского царя. И только последняя казнь – поражение всех первенцев его народа – устрашает фараона.
А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой семье избранного Им народа был заколот агнец и кровью его окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Библия повествует о том, как ангел Божий, воздавая отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев.
Эта последняя казнь настолько потрясла фараона, что он отпустил народ израильский. Событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что в переводе означает «прохождение», поскольку гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Ветхозаветная Пасха (Песах) — праздник избавления Израиля из египетского плена. Но мы уже говорили: всё связано и символично.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить», – говорит Христос (Мф. 5,17). Ветхозаветная Пасха стала прообразом грядущей Пасхи Христовой. Той, которую мы сегодня празднуем.
Господь наш Иисус Христос, подобно невинному агнцу, пролил Свою кровь за нас и тоже избавил от плена. Но только другого, не египетского. Он избавил весь род человеческий от пленения диаволом, от порабощения злом. А условием нашего избавления, искупления, спасения стала Его вольная крестная жертва.
Как попало человечество в этот плен? Это – результат отпадения от Бога, результат грехопадения Адама. Человек стал смертным, стал склонен ко злу. И покидая земной мир, души людей, в том числе и души ветхозаветных праведников, отходили не к Богу, а в мрачные места преисподней. И пребывали там до Воскресения Сына Божия.
Но падшему человечеству в Ветхом Завете был обещан Спаситель, Искупитель, Избавитель. Когда пришёл Господь на землю, история Ветхого Завета окончилась. И началась история Нового Завета (нового союза с Богом) – история спасения во Христе, история Новой Пасхи. Когда спасительной жертвой становится навсегда, навечно Сам Христос.
Первую новозаветную Пасху ел Господь со Своими учениками. Вот как это было. Сначала, согласно закону, была приготовлена ветхозаветная пасха – запеченный агнец, которого ежегодно готовили и съедали в память о милости Божьей и освобождении из египетского рабства. А потом произошло то, что описывает апостол Павел: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11, 23-26).
Выходит, каждый раз, когда мы сегодня на литургии причащаемся Тела и Крови Христовых, мы едим Новозаветного Агнца Христа, новую Пасху? Истинно так. Тот же апостол Павел подтверждает это: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5, 7). И Креститель Господень Иоанн, на Иордане узнавший Духом Святым Спасителя, свидетельствует о том же: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29).
Но вернёмся к нашим братьям, которые пока не знают православной веры и приходят в дом Божий лишь для того, чтобы освятить куличи. Кто-то из них может спросить: как же связано Воскресение Христово с моим собственным спасением, с моей вечной жизнью? (Ах, если бы они только спрашивали!)
Кратко и с радостью ответим. С того момента, когда нас крестили, мы навсегда связаны со Христом. Связаны со всем, что Он совершил и совершает. Мы крещены во Христа и облеклись во Христа. И когда Господь вочеловечился от Девы Марии, Он по великой Своей милости сделал нашу греховную, отпавшую от Бога человеческую природу причастной Своей безгрешной. А когда Он позволил распять Своё Пречистое Тело на Кресте, Он искупал грехи всего мира, а значит, и мои, и ваши грехи. Ибо мы в Него крестились. И благодаря Крещению стали причастны этому искуплению. А когда Христос умер, мы стали причастны Его смерти. Когда же Он воскрес из мертвых, мы стали причастны Его Воскресению. Когда Он создал Свою Церковь, где мы имеем великое счастье причащаться Его Телу и Крови, мы стали через приобщение к Нему причастны вечной жизни, ибо Он – вечный Бог. И начало этой вечной жизни было положено в День Воскресения Христова. Вот о чём радуемся, братие! Христос Воскрес – и путь в Царство Небесное открыт для нас грешных. Только нужно быть Христовыми, нужно идти за Ним, нужно жить в Нём.
Как? Для этого у нас есть Евангелие, Священное Предание, Святые отцы. Кто хочет быть со Христом всегда в Его Царстве, тот потрудится и научится. А кто не пойдёт дальше освящения колбасы… Впрочем, мы уже говорили. Да не будет этого.
Кстати, первые христиане, не знавшие «чудес» нынешней цивилизации, похоже, глубже нас воспринимали эти святые истины и более осознанно переживали эти святые дни. Каждый из них, принимая Крещение, понимал, что он «крещением» (погружением) погружается в страдания Христовы, в ужас Голгофы и позорной смерти. И для нас Воскресение Христово должно быть неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя, от благодарности Ему. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).
И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов. «Се бо прииде Крестом радость всему миру!» – поём мы в пасхальной песне «Воскресение Христово видевше». Не будем же забывать, какой дорогой ценой куплено наше спасение. Крестной смертью Спасителя и Содетеля нашего. Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы сначала поклоняемся страданиям Христовым – совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. Сказанное подтверждают слова апостола Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6,3-4). И ещё: «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим 6,5). Об этом же говорится и во втором тропаре 3-й песни канона Пасхи: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем».
Радость пасхальная поистине вечна. И хочется о ней говорить снова и снова. Итак, дорогие христиане, каковы же плоды Воскресения Христова, Того Воскресения, которое мы светло празднуем в день Пасхи и, кстати, каждую неделю в воскресный день, который есть Малая Пасха?
Вот эти бесценные для нас плоды: побеждены ад и смерть.
Как уже говорилось, до пришествия Христова все, даже праведники, подобные Моисею, по смерти сходили в шеол, в места удаления от Бога, и там ожидали Спасителя. После Своей крестной смерти Господь Иисус Христос сходит душой во ад и возвещает ожидавшим Его спасение. Побеждена смерть. Она теперь стала лишь временной. Когда придёт Господь снова, все воскреснут и обретут жизнь вечную, и смерти не будет, но для любящих Христа настанет Царство вечного блаженства. Об этом ясно говорит Павел: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор 15,22-23). Значит, смерть будет окончательно уничтожена. «Последний же враг истребится – смерть» (1Кор.15, 26).
И здесь нам до конца открывается смысл тропаря Пасхи, который мы приводили в начале: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Стало возможным блаженство святых на небесах и начало бытия Небесной Церкви.
Открылось царство Христово на небесах. Град Бога Живого, в который вошли все ветхозаветные праведники. Который наполнили и наполняют святые Нового Завета – мученики, исповедники, все верующие и не предавшие Христа. И мы можем войти в него. И будут наполняться обители Небесного Отца, пока все, предназначенные к спасению, не войдут в это Царство, где вечно будут славить Бога, соцарствовать со Христом, радоваться от созерцания Пресвятой Троицы. Картины этой грядущей благодатной жизни будущего века открыл нам Святой апостол Иоанн в своем Откровении: «…великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр. 7, 9-10).
Апостолам ниспослан Дух Святой, и создана Церковь Христова на земле.
Воскресший Христос даровал Своим ученикам Духа Святого и силой этого Духа мы освящаемся и спасаемся в нашей Церкви. Силой Его прощаются нам наши грехи по молитвам священства. Силой Его совершается Евхаристия, таинство Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся во оставление грехов и в жизнь вечную.
Как видим, всё ради нас: воплощение от Девы Марии, крестная смерть и Воскресение, и устроение Небесного Царства. За что нам это? Ни за что. Просто Господь так любит. И если хоть миллионной частью этой любви мы ответим Ему, тогда в день нашего воскресения, в день Второго Пришествия Господа, в день Страшного Суда, когда этот мир закончится, быть может, и мы услышим от Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25, 34.).
И как же тут не радоваться! Впрочем, есть ещё одна радость, о которой скажу в заключение. Это радость того, что мы – народ христианский. И всё это касается нас, имеющих веру истинную, православную. Знаю, что раздаются ныне голоса о толерантности. Слышал, что где-то уже тащат в судилища людей, открыто сегодня говорящих: единственная истинная вера – наша православная. Но отбросим страх и лишь повторим: только ради этой веры Господь может спасти.
И паки возрадуемся, братия, и повторим с нашей Церковью слова Великого Канона: «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая…»
Христос Воскресе!

Комментариев нет: