Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* Слава Роду Русскому! ******* Новая рубрика: Соотечественники: Опыт и Практика ******* 23 рубрики, в публикациях более 200 эсклюзивных материалов, живое слово известных политиков, писателей и журналистов ******* Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* Быть Добру! ******* Добро пожаловать на наш Блог "Истоки" ******* Русское Общественное Движение ******* Совет объединения "Русская школа в Эстонии". Сохраним СЕГОДНЯ нашу ШКОЛУ, значит ЗАВТА будем ЖИТЬ ******* Слава Роду Русскому! ******* Леонид Ивашов: "Русский — это ведь не просто национальность, это сопричастность с великим духовным миром — Святой Русью, с её православной традицией, особой исторической миссией, предначертанной Господом. Русский по православному духу — это гораздо серьёзнее, чем просто русский по крови. Родиться русским мало — русским надо ещё стать" ******* ******* Слава Роду Русскому! ******* Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* Кирилл Данилин (Латвия). Берегите Белоруссию! ******* Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* Дмитрий Кленский (Эстония). Молчать сегодня - это согласие на "газовые камеры" XXI века ******* Русское общественное Движение ******* НОВОСТИ: Россия: Определились претенденты на пост Президента РФ ..... НОВОСТИ ..... Добро пожаловать на наш Блог "Истоки"! ******* ******* В Эстонии началась перепись населения 2011/2012

воскресенье, 27 января 2019 г.

РАССЕКРЕЧЕННЫЕ К 75-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ДОКУМЕНТЫ АРХИВА МИНОБОРОНЫ РФ


поэтесса Маргарита Алигер, которая хоть и не жила в Блокаде, но прилетала в Ленинград в командировки в качестве военной журналистки:              
 Ленинград! Ленинград! Ленинград!       
Да прославится хлеб его черствый,       
И безмолвье ослепших громад,               
И дыханье крутых баррикад,                   
И людей непрощающий взгляд,               
И сердец возмужавших упорство.



Читаем рассекреченные к 75-летию снятия блокады Ленинграда документы архива Минобороны РФ
К 75-летию снятия блокады Ленинграда Минобороны РФ опубликовало архивные документы, посвящённые организации обороны города в 1941–1944 годах, носившие ранее гриф «секретно».
Речь идет о документах по организации эвакуации жителей и снабжения оставшихся, включая историю со строительством 35-километрового подводного бензопровода, о переброске с Балтийского моря на Ладоге катеров и подводных лодок, а также победном приказе войскам Ленинградского фронта от 27 января 1944 года об окончании блокады и проведении салюта. Практически все из этого так или иначе уже освещалось ранее в научных и научно-популярных публикациях на тему Великой Отечественной войны. Однако увидеть
воочию эти пожелтевшие от времени бумаги все равно любопытно.

«Дорога жизни»

Так озаглавлена первая группа опубликованных документов Центрального архива Минобороны РФ. «Единственной военно-стратегической магистралью, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943 года блокированный Ленинград с тыловыми районами страны, стала „Дорога жизни“. По ней проходила эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, вооружение», — говорится в аннотации.
Читаем рассекреченные к 75-летию снятия блокады Ленинграда документы архива Минобороны РФ






С сайта Минобороны РФ
Также подчеркивается, что создание и бесперебойная работа «Дороги жизни» были возможны благодаря согласованным и четким совместным действиям различных военных и гражданских организаций, героизму воинов и рабочих.
Ниже приводится оригинал постановления военного совета Ленинградского фронта от 24 ноября 1941 года о строительстве зимней дороги от станции «Заборье» Северной железной дороги до поселка Кобона на Южном берегу Ладожского озера за подписью тогдашнего командующего войсками Ленинградского фронта Михаила Хозина, членов военсовета фронта Андрея Жданова и Алексея Кузнецова.
Согласно документу, обязательство по строительству дороги возложили на специальную комиссию Ленинградского обкома ВКП (б). Срок окончания работ скорректирован карандашом — вместо 30 ноября 1941 года поставлена дата 1 декабря того же года. Начальником дороги назначили генерал-майора интендантской службы Шилова. Для обеспечения перевозок автобронетанковому управлению Ленинградского фронта предписывалось выдать 1000 автомобилей и 100 автоцистерн.
Доставка продовольствия по Ладожскому озеру на барже в осажденный Ленинград
Доставка продовольствия по Ладожскому озеру на барже в осажденный Ленинград  Борис Кудояров / РИА Новости
Дорога должна была обеспечивать ежедневную переброску в тыл 7 тыс. эвакуируемых. В последнем пункте перечисляются грузы, которые каждый день должны были идти в осажденный город. Это 2 тыс. тонн, из которых 840 тонн муки, 325 тонн крупы, 210 тонн мяса, 104 тонны жиров, 164 тонны сахара, 100 тонн фуража, 300 тонн автобензина, 75 тонн авиабензина, 150 тонн керосина, 200 тонн боеприпасов.
Пустить дорогу, насколько известно, удалось позже намеченного срока. Из-за того, что воды Ладожского озера разломали лед, снабжение города было нарушено до 5 декабря 1941 года. Кроме того, «Дорога жизни» постоянно подвергалась бомбежкам противника. Все это в совокупности привело к тому, что с конца 1941 года по весну 1942 года в Ленинграде царил голод. Только по официальным данным за три месяца (декабрь 1941 года, январь–февраль 1942 года) в городе умерло около 252 тыс. человек.
Читаем рассекреченные к 75-летию снятия блокады Ленинграда документы архива Минобороны РФ
С сайта Минобороны РФ
Впрочем, снабжение руководства города было организовано многим лучше. Известен отрывок из дневника инструктора отдела кадров Ленинградского горкома ВКП (б) Николая Рибковского, который в марте 1942 года пребывал на стационаре в партийном санатории в Мельничном ручье: «Каждый день мясное — баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное — лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 граммов белого и столько же чёрного хлеба на день… и ко всему этому по 50 граммов виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину. Питание заказываешь накануне по своему вкусу».
6 декабря 1941 года в Ленинграде была объявлена эвакуации. К этому Минобороны опубликовало то самое постановление военсовета Ленинградского фронта № 00447, которым и предписывалось начать отправку мирного населения в тыл. Любопытно, что в первоначальной версии документ был озаглавлен: «Об эвакуации населения г. Ленинграда». При редактировании его переименовали: «Об эвакуации людей из Ленинграда по фронтовой дороге». Правка введена красным карандашом прямо поверх машинописного текста. Вряд ли речь идет о простой казуистике. Помимо собственно жителей Ленинграда в нем оказалась заперта масса беженцев. План для «Дороги жизни» устанавливался в 5 тыс. человек в сутки (максимальная пропускная способность, напомним, 7 тыс. человек). В дороге требовалось обеспечить продажу 400 граммов хлеба взрослым в сутки, детям до 14 лет помимо 400 граммов хлеба в сутки полагалось также два горячих блюда («Суп, щи»). Для того, чтобы согреть эвакуируемых, при дороге тем же постановлением создавался «оборотный фонд» теплых вещей: 1000 одеял, 1000 пар валенок, 2000 шапок, 2000 пар рукавиц. Подписали бумагу те же Хозин, Жданов, Кузнецов и еще один член военсовета фронта Николай Соловьев.

Подлодки на Ладожском озере

К слову, общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период ее действия, составило более 1,615 млн тонн. За это же время было эвакуировано около 1,376 млн человек.
В навигационные периоды перевозки производились по воде. «На кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец; в период ледостава — по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Кокорева и Ваганова», — напоминается маршрут в аннотации к опубликованным Министерством обороны документам.

Комментариев нет: