Источник: http://kassak.tv/index.php/128-konstantin-zatulin-kazak-ne-tot-kto-mashet-shashkoj
Недавно в Новочеркасске прошел очередной Всемирный Конгресс казаков. В нем принимал участие член Общественной палаты Российской
Федерации, директор Института стран СНГ Константин Затулин. Естественно, он не
мог не поделиться мыслями об этом форуме и о возрождении казачества в России в
целом, будучи приглашенным в авторскую передачу главного редактора Pravda.Ru
Инны Новиковой "Необычная неделя".
К.М.Затулин: В
середине октября в Новочеркасске прошел V Всемирный конгресс казаков. Поскольку
я являюсь войсковым старшиной и членом Совета по казачеству при Президенте
Российской Федерации, то принял участие в его работе.
Вообще,
Новочеркасск — это город, в котором в 1918 году расстреляли моего деда, как
сочувствовавшего большевикам. В Гражданской войне казаки оказались по обе
стороны фронта, даже в моей семье: по отцовской линии были большевики, а по
материнской — белогвардейцы. Казачество было явлением противоречивым, сродни плавильному
котлу. В первую очередь, в общечеловеческом плане.
В свое
время именно казаки стали силой, которой оказалось по силам умиротворить
Кавказ. Прежде всего, потому, что их образ жизни, приверженность вере,
самоуправление, их крепкие семьи и отношение к земле заставили Кавказ уважать
казаков. И когда Советская власть "изъяла" казаков из сложившегося
баланса сил, разрушилась вся "архитектура" Кавказа. И до сих пор,
кстати, не восстановилась.
Российское
казачество в последние десятилетия постепенно возрождается, и надеюсь, этот
процесс только ускорится. Хотя пока и очень много формализма, бюрократии,
попыток выдать желаемое за действительное.
—
Возможно ли вообще подобное возрождение спустя столько лет, в XXI веке?
—
Патриарх Кирилл, который принял участие в работе конгресса, сказал:
"Умение рубить лозу — недостаточное основание для того, чтобы быть
казаком". Патриарх говорил о вере: в жизни казака обязательно должна
присутствовать вера. Вера настоящая, не показная. Это не простое стояние со
свечкой в церкви и распоясанность за ее пределами. Духовное всегда должно быть
выше обыденного. Но пока, к сожалению, преобладает иная линия: "Какими мы
вас, казаков, назначим, такими вы и будете". Относиться подобным образом к
казачеству недопустимо.
—
Раньше и само казачество жило по-другому: все друг у друга на виду, дети росли
вместе, невзирая на положение их родителей, велик был авторитет стариков… Сам
уклад жизни был другим. А сейчас у всех интернет, телефоны, каждый живет сам по
себе, в своей квартире…
— Если
открыть глаза и оглядеться по сторонам, то вы увидите, что и сегодня найдутся
примеры того, как люди действуют солидарно. Есть целые государства, которые
живут в этих условиях.
Я не
собираюсь завидовать положению, в котором на Ближнем Востоке оказался Израиль.
Не утверждаю, правильно или, наоборот, неправильно он ведет себя по отношению к
соседям. Но в любом случае там проявляется сплоченность перед лицом общей
опасности, потому что все в Израиле понимают эту опасность. Там есть и кибуцы,
в которых люди живут вместе и детей воспитывают вместе.
Я не
советую нашему казачеству именно этот рецепт. Но понимаю, что есть огромное
количество людей, которые хотели бы реально хозяйствовать на земле и продолжить
традиции своих предков. Я не вижу ничего плохого в том, что эти люди ходят, в
память о своих предках, в форме с лампасами и т.д. Я против того, чтобы на
основании того, что они называют себя казаками, эти люди незаконно принуждали к
чему-то других. Я против того, чтобы в казаках видели только сторожей.
Писатели
Михаил Шолохов, Анатолий Калинин — казаки. А кто присоединил к России большую
часть ее нынешней территории? Казаки. Как сказал Лев Толстой, "казаки
создали Россию". И если люди, которые создали эту страну, оказались в
трудном положении и пытаются, спустя несколько лихих десятилетий, снова встать
на ноги, то я, который принадлежу к ним по рождению, обязан сделать все
возможное, чтобы им в этом помочь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий