Росси́я, официально также Росси́йская Федера́ция[e] (РФ[f]) — государство в Восточной Европе, Центральной и Северной Азии. Территория России в рамках её конституционного устройства[c] составляет 17 125 191[5] км²; население страны (в пределах её заявленной территории[c]) составляет 146 880 432[6]чел. (2018). Занимает первое место в мире по территории , шестое — по объёму ВВП по ППС и девятое — по численности населения.
«Пара́д суверените́тов» (1988—1991) — наименование конфликта между союзным центром и союзными республиками, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР (ст. 74) и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.
В ходе «парада суверенитетов» все союзные (в том числе РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзного законодательства над республиканским (что начало т. н. «войну законов»), и предприняли действия по укреплению экономической самостоятельности, включая отказ выплачивать налоги в союзный и федеральный бюджеты. Это привело к прекращению экономических связей между республиками и регионами, что ещё больше ухудшило экономическое положение СССР.
Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
- Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
- Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 11 Конституции 1978 г.);
- Ликвидировано в праве на труд понятие справедливой оплаты труда (с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством), заменено на — вознаграждение за труд без какой бы ни было дискриминации и не ниже МРОТа.
- Ликвидирована должность Вице-президента Российской Федерации (ранее статья 1217 Конституции 1978 года предусматривала, что Одновременно с Президентом Российской Федерации избирается вице-президент Российской Федерации);
- Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России[15]. В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов различалась (см. главы 8, 9, 91 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
- Срок полномочий президента России сокращён с 5 до 4 лет (в конце 2008 года увеличен до 6 лет);
- Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в президенты России (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
- Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
- Изменён текст Присяги президента Российской Федерации;
- Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
- Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
- Введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же «за исключением поправок к главам 1, 2 и 9» + ратификация субъектами).
- Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
- Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменён Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
- Нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы VI и VI1 Конституции 1978 года)
- Отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)
- Принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались отдельной главой Конституции (одиннадцатой)
- Государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее герб и флаг были установлены непосредственно Конституцией (соотв. статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
- Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), поскольку Съезд народных депутатов России отказался рассматривать Беловежское соглашение (и, в частности, отменять формальное действие Конституции и законов СССР)
- Отменено право приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
- Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
- В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 Конституции 1978 года).
Комментариев нет:
Отправить комментарий